13 ключей к скрытым смыслам Бедные-несчастные

1 Вдохновение к созданию фильма

Сама история напоминает идею “Франкенштейна” – создание некого живого из неживой материи. Суть процесса состояла в оживлении безжизненной/мёртвой материи. Франкенштейн мечтал, что дальнейшее развитие его открытия приведёт к возможности «давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение».

Также, конечно, идея напоминает «Собачье сердце» МихаилаБулгакова, где после пересадки гипофиза человека пёс Шарик начинает приобретать человеческие черты.

2 Материнский вклад в психику нерожденного ребенка

Насколько несчастной должна быть женщина и насколько нежеланным должен быть ребенок, чтобы она беременной бросилась с моста?

Мост здесь, конечно, является символом перехода из одного состояния в другое.

Сцена интересна  и метафорична своей отсылкой к тому, что в каком-то смысле беременность и рождение ребенка навсегда убивает какую-то  часть женщины. Ее идентичность как свободной и бездетной женщины. Жизнь в том виде, в котором она была до рождения ребенка, в полном смысле, конечно, не вернется никогда. Ребенок навсегда интроецируется в психику женщины и она чувствует и живет уже иначе, обретая инициацию матери.

Белла не только не была рождена своей матерью физически, но и была убита ею в своих фантазиях, что подтвердила и реальность. Годвин осуществил самую большую фантазию примитивной младенческой психики: вобрать в себя грудь и мать целиком. Но в каком то смысле мать вобрала в себя психику Бэлы (ее мозг) целиком, оставив ей в наследие свое тело.

Все-таки можно рассматривать этот момент как либидинозный вклад. Мать Бэлы не только смогла выносить здоровый плод, но и сумела каким-то образом, умерев самой, сохранить жизнь плода в утробе до того, как его извлек Годвин. Если отвлечься от реального критического мышления и попробовать погрузиться в эту Вселенную “Бедных несчастных”, то ведь реанимация могла и не сработать по задумке сумасшедшего хирурга. Но она сработала и этот момент тоже можно рассматривать как некий материнский вклад в психику Белллы.

3 Головной мозг младенца и спинной мозг матери

Психика находится в мозге человека. Да, Годвин пересадил головной мозг, но как мы знаем в нашем кишечнике, который часто называют нашим «вторым мозгом», находится 200 миллионов нейронов (энтеральная нервная система), а также существует спинной мозг, контролирующий движение и функции тела. Похоже головной мозг Белллы начал каким-то образом сообщаться с кишечным и спинным мозгом матери, поэтому ее развитие, как мы видим фильме, почти сразу начинается с тодлеровского возраста, с прямохождения, анальной стадии развития. Также это объясняет такой быстрый темп развития ее когнитивных способностей.

Сам Годвин, не отдаленно напоминающий Франкенштейна и профессора Преображенского из «Собачьего сердца» – такой сумасшедший хирург, прямое проявление идентификации с агрессором – со своим отцом, от которого он унаследовал и род деятельности. Годвин рассказывает, пожалуй, первый осознанный эпизод из своей жизни диссоциации:

Отец Годвина ставил эксперимент на сыне и раздробил ему кости на руке. Годвин чувствовал дикую боль, но улыбался – самый явный пример наиболее патологического проявления диссоциации в результате сильнейшей травмы. Тело отделилось, диссоциировалось от психики, от чувств и эмоций.

Удалив ему желудочные железы, кажется он удалил ему способность чувствовать и испытывать сексуальное возбуждение.

4 Первое знакомство с Беллой 

Первая сцена, где мы видим Беллу – она сидит за роялем и с безумным видом кидает руки и ноги на клавиши. Издаются звуки отчаяния, несвязности, растерянности, брошенности. Годвин смотрит на нее и видно, что он доволен и мы впервые видим его лицо – изуродованное и искаженное, единственное, что осталось целым – левый глаз, отдаленно напоминающий нечто настоящее и живое. Белла стучит по инструменту, она как-будто знает, что она может произвести музыку на нем, но пока не способна на это.

То же происходит и с психикой младенца. Его внутреннее нечто, что стремится к формированию эго, находится в состоянии полной дезорганизованности, диффузности и раздробленности. Он видит мать, а точнее ее грудь, как расщепленные объекты «Плохое и хорошее», и только посредством их взаимодействия, посредством материнского участия они вместе смогут играть на этом рояле красивые мелодии.

5 Непосредственность и жестокость

Беллла ведет себя непосредственно как ребенок. Ее образ также подчеркивается объемными костюмами как у малышей «на выход» – воланы и кружева. Влюбленный, очарованный наивный взгляд, которым она смотрит на своего “Па”, на своего “Господа” и тот взгляд пренебрежения, который мы видим по отношению к ее няньке миссис Патмер, напоминает нам нечто эдипальное.

Кажется, автор пытается показать, что бы происходило, если бы младенец обладал моторными способностями взрослого и воплощал в жизнь свои жестокие фантазии: агрессивно и с удовольствием кромсать и разрывать на части чужую плоть. Конечно, ид правит балом и все запреты на ее «хочу» встречаются с сильным сопротивлением и неудержимой агрессией.

6 Эдипальное нечто 

Но вот, в жизни этой если так можно сказать “семьи”, появляется объект, разворачивающий действительно эдипальную ситуацию. Студент-медик Макс испытывает издевку со стороны Годвина, когда тот предлагает жениться на Бэле и узнает, что Годвин не сможет сделать ее своей любовницей (прямо как отец, у которого в норме есть запрет на испытывание инцестуозных чувств к дочери).

Нечто искусственное, противоестественной, победа мортидо над либидо.

«Эдипальная психика жаждет опыта, свободы, касаний, познать непознанное» – так выразился юрист Дункан Ветернберн, решивший высвободить Беллу из «отцовских оков», как бы дав ей тем самым эдипальную кастрацию. Перед ней встал выбор – остаться с Годвином и мужчиной, которого предлагает ей он, либо обрести свободу и сбежать – разрешить эдипальный конфликт таким образом.

7 Психопатология Беллы

Сложно предположить, какой психический возраст был у Беллы на тот момент, потому что кажется, что она с момента рождения как бы слита с развившейся когда-то психикой матери и испытывает все конфликты и страхи всех стадий развития одномоментно. С одной стороны, она находится в эдипальной ситуации психики трех летнего возраста, а с другой, по прежнему говорит о себе в третье  лице, не употребляя по отношению к себе местоимение Я, что говорит о ее несформированном представлении себя, о диффузности ее эго и недоразвитости. Кажется, что несмотря на одномоментное переживание всех стадий развития, она также испытывает и ригидные фиксации на каждой из них.

8 Сексуальный опыт на фоне несформировавшегося супер-эго

Закономерно, что с момента побега и первого настоящего сексуального опыта фильм из черно-белого становится цветным, как бы раскрыв все краски взросления для психики и восприятия Беллы. Сюрреалистичный и фантастический, насыщенный и яркий мир, в который отправилась Белла отражает мир ее фантазий. Будучи глубоко психически нарушенной, она просто не может видеть и знать мир таким,б каков он есть и находиться в реальности.

В начальных эпизодах путешествия мы видим поведение, характеризующееся несформированностью суперэго, непризнание норм и правил, непосредственность и отсутствие способности абстрактного мышления. Она размышляет конкретно без возможности символизировать. Хотя, мы видим непрямой отсыл к минету, в рисунке, котрый Бэла отправила Годвину и Максу.

9 Невротические повторения

Не смотря на желанную свободу, Белла снова оказывается запертой, только уже в новых отношениях с любовником, который не способный справиться со своей ревностью отправляется с ней в Афины на корабле. Темные, мрачные виды путешествия отсылают на к дому, в котором Бэлла ожила, а ее в утробу ее матери, погружая ее в тоску, уныние и тоску по отцу.

10 Амбивалентность как кульминация

Интеллектуализация – защитный механизм, который овладел Беллой на корабле под влиянием ее новой пожилой подруги Марты и ее знакомым циником.

Оказавшись с ним в Александрии, через фуникулер отдаленно напоминающий яйцеклетку, в желании увидеть мир таким каков он есть, она видит как живут бедные в трущобах и как младенцы умирают в канаве от жары и голода. Белла погружается в сильную душевную боль и сострадание. Она, кажется, впервые испытывает нечто напоминающее амбивалентность – дуальность этого мира, в котором есть и хорошее и ужасно плохое, то же, что есть и в ней самой – и приятные чувства и желание и злость с желанием убить одновременно.

Почему эта сцена является ключевой и кульминационной в фильме по мнению многих критиков? Пожалуй и потому, что центральным психическим переходом психики является переход к амбиволентности. Это один из самых важных этапов развития – увидеть мать (читай мир) целостным, не расщепленным, собранным воедино со всеми его достоинствами и недостатками.

Она испытывает желание репарации, то есть сохранения поврежденного объекта и отдает все деньги своего любовника этим бедным, чувствуя себя при этом несчастной. Это похоже на то, когда в «глупом прекрасном счастье» (по выражению друга циника Беллы) ощущения хорошей груди, младенецу причиняет душевную боль появление в его психическом мире плохой груди, преследующей и пугающей. Друг предлагает ей защищать себя правдой и видеть реальность такой какая она есть и правда, ведь реальность младенец познает только через преодаление фрустраций, созданных плохой грудью матери.

11 Бросить вызов себе

Через эту ситуацию Беллла покидает психологическую утробу корабля и оказывается в Париже без денег. У нее ничего нет, и перед ней как перед младенцем, большой эксперимент что есть она. Отец девочки, каким бы он ни был, всегда оставляет в ее психике бесценный подарок, в данном случае таким даром выступили деньги от Гордона для Беллы. Оказавшись на самом дне, в барделе, Белла она узнает концепцию садо мазохизма, соответствующая в теории анальной стадии развития. У нее возникает ощущение, что она лишается чувств, они притупляются и превращаются в ярость.

12 Белла и ее “отцы”

Обратившись к отцу перед оканчательной сепарацией (его скорой смертью), у Беллы возникают главные вопросы по поводу ее происхождения и узнает этот секрет от Гордона. Наконец она его прощает и выполняет волю отца – собирается выйти замуж за Макса. Но во время церемонии в церковь врывается ее биологический отец, который уверен.

Он забирвет ее и запирает в своем доме. Биологический отец Беллы оказывается жестоким и кастрирующим человеком в прямом и переносном смысле и она понимает, почему ее мать покончила жизнь самоубийством. Белла осуществляю фантазию многих младенцев и буквально физически мстит отцу и меняет его суть и пересаживает ему мозг козла, по-видимому.

13 Причина успеха

Этот фильм мне кажется попыткой конечно пофантазировать на тему того, как бы вела себя младенческая психика в теле взрослого человека, но и еще, конечно, нам не стоит забывать о названии. Бедность, скудность, ожесточенность и мертвенность в своем проявлении мортидо ведет к несчастью и искажению восприятия реальности и естественному ходу жизни, наполненной либидо.

Фильм отражает эпоху времени, настроение современного общества.

Этот процесс называется проективная идентификация – то есть помещение себя в другом. Настроение фильма отражает внутреннее состояние общества, поэтоиу имеет такой успех. Развитие искусственного интеллекта и гендерной толнрантности во всех ее проявлениях. Фильм отразил состояние сюрреализма нанешнего времени – страх безумия и стирание границ естественного доселе привычного развития жизни.