Дети с аутизмом рождаются с архаичным опытом, полученным через трансгенерационную передачу поколений и по какой-то причине неверно интерпретируют материнские посылы.
Действия мамы таким младенцем воспринимаются как атакующие, что вызывает тревогу все больше и больше и психика принимает решение отвернуться от внешнего мира, замкнуться в себе.

Поэтапно отказываясь от активности и взаимодействия с внешним миром, младенец погружается в себя. Этот процесс можно разделить на несколько уровней, которые вытекают один из другого и взаимодействуют.
- На первом уровне находятся дети, отказавшиеся от активности и реагирования на окружающую среду. Их интенсивность проявления психических процессов полностью оторвана от реальности, как внутренней, так и внешней. Это дети, страдающие от истощения или немые аутичные дети.
- На следующем уровне проявление некоторой активности, но отсутствие взаимодействия с внешним миром. Психическая активность зависит от внутренних процессов, но они испытывают ее недостаток. Примером может служить аутичный ребенок, стремящийся к единству, но подверженный вспышкам ярости.
- Далее идет уровень, где младенец борется с враждебной и непреодолимой внешней средой. Его видение реальности и личность искажены, но он все еще способен действовать.
При уходе в себя разрыв контакта с миром происходит в обратном порядке. Человек отстраняется от мира из-за страха, но защищается от самого себя, что приводит к пустоте и отчуждению..
Уход в себя не является рациональным решением, а скорее результатом сложного процесса взаимодействия противоположностей.
Для успешного развития необходима амбивалентность, которой аутичные дети не могут достичь.