
Оральная стадия психосексуального развития это то состояние, в котором находится младенец первый год своей жизни. Подпитку к развитию психического аппарата в это время дает либидо.
Либидо – метафорическая, гипотетическая психическая энергия, ответственная
за подпитку сексуального влечения.
Либидо это то, что побуждает психику к структуризации – формированию психической
структуры Супер-эго – Эго – Ид.
На протяжении психосексуального развития ребенка, либидо перетекает с одной эрогенной зоны на другую: от ротовой полости (оральная стадия) через сфинктер (анальная стадия) к гениталиям (инфантильная стадия).
Оральная стадия условно делится на два периода:
- «Шизоидно-параноидная позиция» – от рождения до четырех месяцев.
- «Депрессивная позиция» – c четырех месяцев до года.
Первый опыт кормления и присутствие матери являются началом отношений с ней и определяются потребностями младенца. Материнская грудь является источником жизни и пока единственным представителем всего окружающего мира.
Первые переживания ребенка, связанные с кормлением и присутствием его матери, инициируют объектное отношение к ней как к частичному объекту (груди) для орально-либидозных и орально-деструктивных импульсов.
Шизоидно-параноидная позиция является симбиотической стадией, так как младенец тотально зависим и психически полностью слит с мамой. Он испытывает фантазийное желание поместить в себя все через рот в основном материнскую грудь.
Для благополучного естественного развития в период этой стадии задачи мамы:
- Отражать младенцу его психические переживания, быть так называемым “зеркалом”, озвучивать все, что происходит с ним, с их взаимоотношениями и окружающей средой.
- Развивать его первичный нарциссизм и уверять во всемогуществе исполнения его потребностей.
- Cпособствовать развитию союза и разрушению симбиоза через фрустрации, которые младенец способен выдержать.
Фрустрация – психическое состояние, возникающее в результате невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Британский психоаналитик, основоположница школы объектных отношений Мелани Кляйн, назвала ощущения младенца в состоянии фрустрации и в диаметрально противоположном состоянии полного удовлетворения – ощущением плохой и хорошей груди.
- Хорошая грудь – младенческое чувство удовлетворенности: смягчение чувства голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, чувство, что он любим. Младенец в своих фантазиях любит эту грудь, хочет снлиться с ней и как бы вобрать ее в себя целиком.
- Плохая грудь – младенческое чувство тревоги: фрустрация и дискомфорт. Младенец фантазирует, что плохая грудь нападает на него и от слияния с ней он сам становится плохим.
Соединение чувства любви и деструктивных импульсов по отношению к груди служит предпосылкой роста депрессивной тревоги, вины и стремления к репарации поврежденного объекта любви – хорошей груди. По мере развития, переживания опыта синтеза депрессивная тревога увеличивает свою частоту и продолжительность. С прогрессом интеграции и синтеза противоположных эмоций по отношению к одному объекту, становится возможным смягчение деструктивных импульсов посредством либидо, что приводит к ослаблению тревоги – фундаментальное условие для нормального развития.
Много положительного опыта и благоприятных условий способствуют гармоничному психическому переходу на следующую стадию развития (физиологический переход произойдет в любом случае).
Вместе с возрастанием способности эго справляться с тревогой происходит соответственное изменение методов защиты. Этому способствует рост чувства реальности и расширение диапозона удовлетворений, интересов и объектных отношений.
Депрессивная позиция является стадией, характеризующейся тревогой за судьбу объекта, наполненной виной, скорбью и тревогой, связанной со страхом потери мамы.
Предвестники депрессивной позиции:
- появление социальной улыбки
- начинают лезть зубы
- появление любимой игрушки
- начинает отзываться на имя
- узнает голос мамы
Состояния фрустрации и удовлетворения постоянно сменяют друг друга. Если состояния удовлетворенности больше, чем фрустрации – тревога ослабевает, расщепление на “хорошую грудь” и “плохую грудь” менее выражено и любовные чувства преобладают над агрессивными. Тогда происходит интеграция противоречивых чувств по отношению к маме.
Для благополучного естественного развития в период этой стадии задачи мамы:
- Выдержать агрессивные импульсы, направляемые младенцем на маму (часто проявляется в виде кусания груди).
- Быть так называемым “психическим контейнером” сложных чувств и эмоций младенца, уметь отразить его непонятные переживания и успокоить.
- Разрушить первичный нарциссизм и ощущение всемогущества через фрустрацию, которая посильна ребенку по возрасту.