Первые фантазии младенца Оральная стадия развития

Первые фантазии младенца

Оральная стадия психосексуального развития это то состояние, в котором находится младенец первый год своей жизни. Подпитку к развитию психического аппарата в это время дает либидо.

Либидо – метафорическая, гипотетическая психическая энергия, ответственная
за подпитку сексуального влечения.

Либидо это то, что побуждает психику к структуризацииформированию психической
структуры Супер-эго – Эго – Ид.

На протяжении психосексуального развития ребенка, либидо перетекает с одной эрогенной зоны на другую: от ротовой полости (оральная стадия) через сфинктер (анальная стадия) к гениталиям (инфантильная стадия).

 Оральная стадия условно делится на два периода:

  • «Шизоидно-параноидная позиция» – от рождения до четырех месяцев.
  • «Депрессивная позиция» – c четырех месяцев до года.

Первый опыт кормления и присутствие матери являются началом отношений с ней и определяются потребностями младенца. Материнская грудь является источником жизни и пока единственным представителем всего окружающего мира.

Первые переживания ребенка, связанные с кормлением и присутствием его матери, инициируют объектное отношение к ней как к частичному объекту (груди) для орально-либидозных и орально-деструктивных импульсов.

Шизоидно-параноидная позиция является симбиотической стадией, так как младенец тотально зависим и психически полностью слит с мамой. Он испытывает фантазийное желание поместить в себя все через рот в основном материнскую грудь.

Для благополучного естественного развития в период этой стадии задачи мамы:

  1. Отражать младенцу его психические переживания, быть так называемым “зеркалом”, озвучивать все, что происходит с ним, с их взаимоотношениями и окружающей средой.
  2. Развивать его первичный нарциссизм и уверять во всемогуществе исполнения его потребностей.
  3. Cпособствовать  развитию союза и разрушению симбиоза через фрустрации, которые младенец способен выдержать.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее в результате невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Британский психоаналитик, основоположница школы объектных отношений Мелани Кляйн, назвала ощущения младенца в состоянии фрустрации и в диаметрально противоположном состоянии полного удовлетворения – ощущением плохой и хорошей груди.

  • Хорошая грудь – младенческое чувство удовлетворенности: смягчение чувства голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, чувство, что он любим.  Младенец в своих фантазиях любит эту грудь, хочет снлиться с ней и как бы вобрать ее в себя целиком.
  • Плохая грудь – младенческое чувство тревоги: фрустрация и дискомфорт. Младенец фантазирует, что плохая грудь нападает на него и от слияния с ней он сам становится плохим.

Соединение чувства любви и деструктивных импульсов по отношению к груди служит предпосылкой роста депрессивной тревоги, вины и стремления к репарации поврежденного объекта любви – хорошей груди. По мере развития, переживания опыта синтеза депрессивная тревога увеличивает свою частоту и продолжительность. С прогрессом интеграции и синтеза противоположных эмоций по отношению к одному объекту, становится возможным смягчение деструктивных импульсов посредством либидо, что приводит к ослаблению тревоги – фундаментальное условие для нормального развития.

Много положительного опыта и благоприятных условий способствуют гармоничному психическому переходу на следующую стадию развития (физиологический переход произойдет в любом случае).

Вместе с возрастанием способности эго справляться с тревогой происходит соответственное изменение методов защиты. Этому способствует рост чувства реальности и расширение диапозона удовлетворений, интересов и объектных отношений.

Депрессивная позиция является стадией, характеризующейся тревогой за судьбу объекта, наполненной виной, скорбью и тревогой, связанной со страхом потери мамы.

Предвестники депрессивной позиции:

  • появление социальной улыбки
  • начинают лезть зубы
  • появление любимой игрушки
  • начинает отзываться на имя
  • узнает голос мамы

Состояния фрустрации и удовлетворения постоянно сменяют друг друга. Если состояния удовлетворенности больше, чем фрустрации – тревога ослабевает, расщепление на “хорошую грудь” и “плохую грудь” менее выражено и любовные чувства преобладают над агрессивными. Тогда происходит интеграция противоречивых чувств по отношению к маме.

Для благополучного естественного развития в период этой стадии задачи мамы:

  1. Выдержать агрессивные импульсы, направляемые младенцем на маму (часто проявляется в виде кусания груди).
  2. Быть так называемым “психическим контейнером” сложных чувств и эмоций младенца, уметь отразить его непонятные переживания и успокоить.
  3. Разрушить первичный нарциссизм и ощущение всемогущества через фрустрацию, которая посильна ребенку по возрасту.