Отлучение от груди Образ тела и схема тела

Прекращение кормления грудью, так называемая “кастрация от тела кормилицы”, обеспечивает ребенку возможность освоения речи, доступной не только матери. Это способствует его психологической независимости.

Прекращение грудного вскармливания и предотвращение потребления предметов, которые могут быть вредны для ребенка, являются важными мерами по обеспечению безопасности и здоровья ребенка.

При рассмотрении вопроса кастрации, осуществляемой в разумных пределах, можно отметить, что она способствует развитию желания и возможности к общению, тем самым открывая новые средства коммуникации и различные формы удовольствия с объектами, ввод которых в прямом смысле невозможен или уже неактуален. Все объекты, таким образом, становятся символическими преемниками материнской груди и сосательного рефлекса, что предоставляет возможность получения более глубокого удовольствия в присутствии всемогущего опекуна — матери, отца или других членов семьи.

Отлучение от груди является своего рода кастрацией для ребенка и требует от матери принятие нового уровня разрыва телесного контакта, в котором ребенок ранее пребывал, переходя от естественного вскармливания к новому этапу — зависимости уже не только от физического присутствия матери.

Оральная кастрация, осуществляемая матерью, предполагает, что она должна научиться общаться с ребенком иным способом, не ограничиваясь лишь кормлением, уходом за ним и проявлением физической ласки, но и с использованием слов, жестов и других средств невербальной коммуникации.

Отлучение от груди

Оральная кастрация, связанная с отлучением ребенка от груди, влечет за собой изменения не только в его отношении к еде, но и в эротическом восприятии собственной матери. Так, мать обнаруживает новую радость в общении с ребенком: она контролирует и направляет его первые слова и фразы, помогает ему осваивать родной язык. Также мать играет важную роль в развитии моторики ребенка, обучая его брать и бросать предметы. Эти взаимодействия способствуют формированию у ребенка способности символизировать его оральные и анальные стремления через речевое поведение. Радость матери от успехов ребенка в общении поддерживает его стремление к развитию и укрепляет их эмоциональную связь. Это, в свою очередь, активизирует развитие символических отношений у ребенка, что выходит на первый план в его бессознательном и психическом развитии.

Важно осознавать, что для ребенка физический контакт с матерью играет важную роль и может иметь эротический подтекст. Тем не менее, это естественная часть отношений между матерью и ребенком. Однако с окончанием периода грудного вскармливания начинается новый этап, характеризующийся изменениями и формированием способов общения через удовольствие, которые уже не включают непосредственный контакт тела к телу. На этом этапе ребенок начинает использовать жесты и невербальные средства коммуникации, что позволяет ему формировать отношения с другими людьми и окружающей средой.

Особое значение имеет то, как мать помогает ребенку адаптироваться к общению с другими. Важно, чтобы она способствовала тому, чтобы ребенок чувствовал себя так же комфортно и счастливо на руках других людей, как и на руках матери. Это включает в себя поддержку развития коммуникативных навыков через улыбки и речевые выражения.

С аналитической точки зрения, оральная кастрация для ребенка является процессом разделения с частью его собственного “я”, которая была обусловлена физическим контактом с матерью и потреблением материнского молока. Ребенок отказывается от этой первичной связи с матерью и её грудью, что символизирует отказ от первой пищи – молока. Это открытие дает возможность перейти к более разнообразному и твердому питанию, тем самым отказываясь от первичных каннибалистических инстинктов в отношении матери.

На протяжении периода отлучения от груди, если мать не проявляет достаточной бдительности, ребенок может начать переносить свои потребности на свои руки, сосать большой палец или кулак, создавая иллюзию продолжения кормления грудью. Такое поведение указывает на то, что процесс отлучения от груди прошел не полностью, поскольку ребенок ищет способы сохранить связь с матерью через аутоэротические действия.

Важно осознавать, что молоко матери обеспечивает не только пищу, но и тесное взаимодействие с матерью. Отлучение от груди означает для ребенка не только потерю питания, но и утрату тактильного контакта с телом матери, в частности с соском и грудью, что являлось для него особым объектом привязанности.

Когда ребенок лишен возможности чувствовать грудь в своем рту, это создает ощущение пустоты, которую он пытается заполнить, сосанием своего пальца. Это действие приносит ему удовольствие, несмотря на отсутствие пищи, позволяя убедиться, что его рот остается функционально активным.

Когда отлучение от грудного вскармливания происходит постепенно, мать поощряет ребёнка обращать внимание на тактильные восприятия других предметов. В процессе она называет эти предметы, тем самым расширяя знания ребёнка о мире и вводя его в язык. В такие моменты, находясь один в кроватке, ребёнок начинает упражняться в бормотании и модуляции звуков, имитируя слышанные от матери звуки. Это способствует символизации – использованию слов для описания тактильных ощущений.

Например, мать может сказать: «Это погремушка, она холодная, сделана из металла или кости; это твой плюшевый мишка, он мягкий и из ткани; это твой кулак; это папин палец; это шерсть твоей кофты».

Эти слова становятся для ребёнка опорой и напоминанием о матери, когда она рядом не находится, и малыш стремится повторять эти звуки. Приветствие других членов семьи радостными криками и улыбками также участвует в этом процессе, не вызывая у матери чувств ревности или покинутости. Таким образом, речь превращается в символ связи «тело к телу», которая начинается с короткой связи между ребенком и матерью и постепенно превращается в обширную сеть взаимодействий, опираясь на нюансы вокализаций и значения слов, охватывающих различные сенсорные впечатления, но объединенных голосом матери, как при кормлении грудью.

Символогенный эффект оральной кастрации — это процесс, в котором ребенок, находящийся в стадии отделения от значимого материнского присутствия, вступает в коммуникацию с другими людьми.

Этот процесс позволяет ребенку привыкнуть к речевым взаимодействиям с различными людьми, с которыми мать имеет позитивные отношения, а также развивать способности к коммуникации, первоначально заложенные в общении с матерью или отцом, и постепенно совершенствовать их в общении с другими.

Необходимо отметить, что настоящее усвоение родного языка начнется только после полного прекращения грудного вскармливания, то есть полного разрыва контакта «тело к телу». Этот процесс запускает освоение языка, начиная с фонетических сочетаний, которые сопровождаются эмоциональными и тактильными ощущениями от тесного контакта с матерью, а также реакциями на ее присутствие или отсутствие.

Отлучение от груди

Речь идет о неопределенном временном периоде, в течение которого ребенок еще не способен продемонстрировать результаты осваиваемой речи. Однако он обретет эту способность позже, по мере развития удовольствия от контроля над анальными объектами, такими как экскременты. Это происходит параллельно с развитием уретральных и анальных сфинктеров, что позволяет ребенку регулировать выделение или задержание масс, особенно в ответ на запросы матери. Таким образом, ребенок начинает экспериментировать со звуками и словами, включая имена родителей и обозначения экскрементов, иногда еще до того, как освоит названия пищи.

Первые двусложные слова, состоящие из повторяющихся слогов, отражают чувство существования ребенка в момент, когда он соединяет себя с матерью, дублируя их общие ощущения. Именно поэтому первые произносимые слова часто начинаются с «Ма-ма», «Та-та». Эти слова всегда несут в себе образ «другого», схожего с самим ребенком, и выступают катализатором начала речевого процесса, проявляющегося в виде двух похожих повторяющихся слогов.

Создание ощущения, что он является дублером матери, сначала в симбиотической, а затем в диадической связи с ней, с преобладанием двупериодного ритма, делает этот возрастной этап двухтактным.

Этот процесс, безусловно, укоренен в глубоком ощущении сердцебиения, но в большей степени в необходимости двойственности: раздвоение с неудовольствием при уходе матери и воссоединение с удовольствием при ее возвращении. Ребенок часто испытывает состояние раздвоенности и единства, что позволяет символической интерпретации занять место различающего понимания ощущений с матерью и без нее. Эти ощущения сопровождаются остаточным удовольствием, где одно из них уходит вместе с матерью, а встреча с ней приносит дополнительную радость, так как это вновь выражается через мать.

Совокупность метафор, связанных с присутствием и отсутствием частичных объектов, продублированных наличием или отсутствием матери, объясняет причину появления двойных слогов, характерных для первых значимых слов в коммуникации между ребенком и его кормилицей.

Роль матери в приобщении ребенка к языку является исключительно важной, хотя многие матери и кормилицы об этом не осведомлены. Важно, чтобы в моменты после каждого грудного вскармливания, когда ребенок активно взаимодействует перед сном и готов вступать в разговор, мать следовала определенной практике. Этой практикой является обозначение всех предметов, которые ребенок берет в рот: называть их имена, вкусовые качества, текстуру и цвет.

Ребенок учится передавать эти предметы матери, имитируя процесс подачи ложки с пищей. Мать, возвращая ему предметы, может начать игру, заключающуюся в том, чтобы неожиданно выбросить предмет за пределы его досягаемости. Это действие аналогично процессу, происходящему во рту, когда пища сначала пережевывается, затем исчезает посредством глотания, перемещаясь в желудок. Метафора желудка здесь представлена как процесс исчезновения предмета, выброшенного из кроватки. Для ребенка большая радость, когда мать подбирает брошенные вещи, так как это воспринимается как игра с реальными предметами, а не частичными объектами потребления.

На этом этапе еще не возникает концепции анального порядка выбрасывания, хотя это может произойти позже. Начало выбрасывания связано с процессом глотания, как частью освоения пространства.

Отлучение от груди

Таким образом, мы видим, что уже через две-три недели после прекращения грудного вскармливания, он начинает получать символические плоды оральной кастрации, реализуемой в полном согласии с матерью. Это проявляется в виде мимической выразительной речи, которая изменяется в зависимости от окружающих людей, чувств и ощущений ребенка. Мы наблюдаем, как ребенок начинает использовать речь без грамматических правил, достигая наибольшей интенсивности в возрасте полутора лет. В этом возрасте ребенок становится способным управлять людьми из своего окружения на расстоянии. С развитием ловкости рук, оцененной родителями, его язык обогащается звуками, которые становятся для родителей и окружения важными знаками его чувств, ощущений и желаний.

Особенно интересно понимать, что происходит в этом процессе между различными эрогенными зонами. Первые речевые сегменты, хотя и неузнаваемы как полноценные слова, но наполнены намерением и желанием, которые признаны окружением. Это способствует развитию у ребенка изобретательных способов манипулирования на расстоянии, а также манипулирования близкими объектами, чтобы привлечь внимание взрослых.

Например, ребенок хорошо понимает, что в отсутствие матери, если он роняет предметы, издает шум или кричит, взрослый придет к нему. Это действие похоже на дерганье за веревку, чтобы колокольчик зазвонил — так ребенок использует свой язык.

Если мать общается с ребенком мимически и вербально на расстоянии, это приносит ему огромное удовольствие. Ребенок может аплодировать руками либо ладошками, если его этому научили, либо чаще использует предметы, чтобы стучать ими по неподвижным поверхностям, таким как стол, издавая звуки радости.

Ребенок издает крики радости и испытывает полный восторг, если мать подпевает в унисон с его звуками, тем самым разделяя его радость, которую он выражает, стуча предметом в своем ритме. Он стучит в своем ритме, а мать включается в эту игру, добавляя слова и иногда модулируя их, создавая вместе с ним своеобразную песню. Это замечательное взаимопонимание придает всевозможным действиям смысл.

Таким образом, ребенок, который еще не умеет ходить, не чувствует себя неудачным из-за того, что мать (или другой заботливый заменяющий ее человек) иногда отсутствует. Важно, чтобы мать не находилась слишком далеко и была в пределах слышимости.

Ребенок не чувствует одиночества, так как символические плоды оральной кастрации уже преобразовали его в человека с насыщенной внутренней жизнью.

Эта внутренняя жизнь связана с радостями матери и ассоциируется с его собственными радостями. Радости матери также дают ему уверенность, что отец и другие взрослые из окружения матери гордятся им. По отношению к старшим детям, если они есть, он находится на стадии преодоления этапов, которые со временем уравняют их.

Во время грудного вскармливания ребенок не только удовлетворяет свою потребность, но и получает эротическое удовлетворение через обоняние и псевдоканнибалические действия, захватывая грудь матери челюстями. Ребенок, лишенный груди и кормящийся из бутылочки, теряет обонятельное воздействие, сопровождавшее его воображаемый каннибализм, хотя процесс захвата и сосания продолжается и по-прежнему приносит знакомое удовлетворение.

Полость рта ребенка бессознательно служит для тонкой формы коммуникации с матерью на расстоянии от физического контакта, рассматривая мать как единое целое, а не как частичный объект.

Через обоняние мать, которая была частичным объектом с молочными железами, становится целостным объектом для ребенка, так как обонятельные ощущения не связаны с конкретным местом. Запах распространяется в пространстве вокруг ребенка, создавая ощущение присутствия матери. Этот запах не приписывается определенной части тела матери, и если ребенок не страдает от аносмии, он всегда будет ощущать ее запах.

Важно понимать, что необходимость дышать не подчинена времени, поэтому обоняние сопровождает каждое вдыхание через нос. Таким образом, желание и осознание удовольствия от присутствия матери происходят через обоняние, в то время как необходимость дышать удовлетворяется любым доступным воздухом.

Отлучение от груди может быть положительным событием для ребенка и матери, если остается субтильная коммуникация сосания из бутылочки и функциональное удовлетворение через потребление молочных, жидких и полужидких продуктов. Это позволяет сохранить специфическую психическую связь между ребенком и матерью, выраженную в их взаимодействии.

Для ребенка сенсорно-психическая связь проявляется через запах тела матери, ее голос, ее присутствие в его зрительном поле и ритмичное взаимодействие. Для матери, хотя ребенок больше не берет грудь, его ежедневное развитие и грация продолжают восхищать её.

Однако, если мать не общается с ребенком во время кормления или ухода за ним из-за депрессии и проявляет безразличие, это может неблагоприятно сказаться на отлучении от груди, социализации, вербальном поведении и двигательных способностях ребенка.

Еще хуже, если мать, отлучив ребенка от груди, не может сдерживаться от постоянных поцелуев и ласк. Такая мать, скорее всего, пережила травматическое детство, связанное с нарушением отношений «дочь-мать», и ребенок для неё становится фетишем архаичной материнской груди, от которой она сама была травматически отлучена.