Продолжительность стадии с года и примерно до 2,5 лет
Цели стадии:
- Развитие структуры психики (эго, суперэго)
- Укрепление психики (собственная идентификация и ощущение “Я есть”)
- Укрепление эго: амбивалентность, гомосексуальность, творчество, ценность, мораль
- Приучение к чистоте своего тела (укрепления образа тела, ощущения своего тела)
- Разрушение окончательно ощущения всемогущества
- Развитие самоконтроля двигательной и анальной активности
По мере накопления разных ощущений (приятных и неприятных) и распределения полученного опыта к частичным объектам хорошей и плохой груди соответственно, то есть, получается, по мере такого начала структурирования, начинают развиваться мыслительные процессы.
Начинается понимание того, что появляющиеся неприятные ощущения иногда имеют и внутреннюю природу, а не только внешнюю. То есть источником неприятных ощущений может быть не только мама, но и я сам. Например, начинают лезть зубы:
В анальном периоде характерно усваивание такого алгоритма: ага, мне больно, то есть я сам себе делаю больно, потом чешу десна и сам себе делаю лучше, научаюсь как-то справляться с этой неприятностью, облегчать ее течение.
Таким образом при высвобождении энергии и неком разрешении задач оральной стадии начинает перетекать внимание с оральной зоны на анальную, то есть оральные тревоги и страхи начинают приобретать анальную природу.
Например, страх потери объекта, присущий оральной стадии развития справляется с фантазией о всемогуществе и первичным нарциссизмом. Это происходит в период депрессивной позиции во время прверок мамы (кусания груди во время кормления). В норме, за кусание возникает вина, но вина такая, которая требует наказания.
Вина не находит его, потому мама все кусания старается контейнировать, переработать и вернуть.
При отсутствии наказания появляется объект, амбивалентность и страх потери объекта далее в анальной стадии сменяется страхом потери любви объекта. Начинается бурное развитие эмоциональной сферы и ощущения “Я есть”.
Cимвологенные кастрации выступают матрицей, проходя через которую психика развивается и приобретает целостность и идентичность.
Символогенная анальная кастрация:
- Отделение ребенка, начало приучения его к самостоятельности
Приучение к самостоятельности рушит союз с матерью и способствует развитию собственной идентичности и ощущения “Я есть”.
- ты можешь сам писать и какать в горшок
- ты можешь сам дойти до кухни, если тебе что-то нужно
- ты можешь сам достать игрушку
- ты можешь сам держать ложку
- ты можешь сам засыпать, без укачиваний (мама при этом рядом)
2. Запрет на действия
“Не делать чего-либо, что может навредить себе или другому”
Запрещая что-то в то же время необходимо хвалить малыша за проявление интереса к чему-то.
По мере развития интереса, самостоятельности и навыков крупной моторики, начинает высвобождаться энергия для сублимации. В этом возрасте это игра и интерес к творчеству (краскам, тесту, песку).

Страх пустоты. Этот страх начинает формироваться с момента приучения к горшку. То есть раньше младенец какал в подгузник и мама как-то там справлялась с этим. Но с первого случая, когда младенцу удается покакать в горшок, у него начинает развиваться страх пустоты. Страх быть опустошенным после того, как нечто вывалилось из него и это смыли в унитаз. Это нечто вот только что было частью его, а теперь вот оно, лежит на дне горшка.
Фекалии здесь также выступают как производная плохой груди, то есть как плохой частичный объект. Вот этот момент очень важен. Мама как хороший объект кормит младенца, младенец переваривает пищу, хорошее оставляя себе, а плохое выталкивается как плохой частичный объект.
Ошибки приучения к горшку как вы понимаете ведут к таким проблемам как запоры, неспособность без присутствия кого-то сходить в туалет или вообще отвержение горшка.