В вопросе расстройства аутистического спектра бихевиоризм и психоанализ сходятся только в одной точке – причины возникновения. Что тераписты, приступающие к адаптации аутичного ребенка, что психоаналитик, раскрывающий бессознательную сторону вопроса, исходят из того, что имеют дело с человеком, получившим сильную травму. Бихевиорист скажет, что это внутриутробная или родовая травма, а психоаналитик скажет, что это травма связи диады мать-дитя.
Помимо способов адаптации и получения терапевтического прогресса в работе с детьми с РАС, современность занята также исследованием причин возникновения этой патологии развития.
В просторах интернета и в научной литературе встречается множество теорий: от генов, отвечающих за аутизм до прививок, от неблагоприятной экологической обстановки до гипоксии в родах.
Кажется, что если попробовать аналитически взглянуть на возможные причины аутизма, все вышеперечисленные триггеры могут иметь свой вклад в нарушение симбиотических отношений мать-дитя и оказывать вот такое влияние в своем проявлении.
Аутичный ребенок отворачивается от внешней среды, от матери, от груди, обесценивая все, что может быть в него вложено еще до того, как он с этим чем-то соприкоснется и познакомится.
Первое такое знакомство связано с прохождением родовых путей и далее с первым кормлением.
Не смотря на то, что все дети рождаются в аутистической стадии развития (она же симбиотическая, она же оральная), здоровый младенец начинает проявлять свою активность в момент сосания молока из материнской груди.
Побуждение к кормлению исходит не только от младенца (его потребности в удовлетворении чувства голода), но и от матери (ее желания освободиться от переполняющего ее грудь молока). Таким образом, происходит обоюдный эмоциональный и физиологический обмен, закладывающий основу в установлении межличностных отношений и привязанности.

В течении первых нескольких дней после рождения, материнская психика становится способна испытывать холдинг (материнская способность идентифицировать себя с ребенком, понимать, утешать). Мать в контакте с ребенком как-бы передает ему свои чувства и учится понимать его.
Ощущение собственного Я младенцем начинает формироваться в результате накопления разного опыта: фрустраций сменяющихся удовольствием посредством объекта – матери, общения с ней.
Психоанализ рассматривает аутичность как результат развития психического процесса, зафиксированного в какой-то момент на том, что попытки установить взаимоотношения с матерью натолкнулись на реакции, расцененные как деструктивные (отвергающие, разрушающие) и младенец перестал проявлять какую-либо инициативу по вступлению и налаживанию этих взаимоотношений.
Такое разворачивание “внутрь себя” влечет за собой отсутствие нормального желания добиться расположения своей матери, близких, безразличие к социальному одобрению окружения, сверстников. В норме же радость, разделенная с другим человеком, «слаще» удовольствия, которым не с кем поделиться.
Как правило, у детей с аутизмом процесс формирования индивидуальности начинается в момент, когда они выходят из своей “скорлупы” и начинают действовать в своих интересах и, возможно, даже для других. Это происходит, когда они осознают, что в окружающем их мире, который прежде был неясным, присутствует кто-то еще.
Продолжение следует.